
55 лет назад, 15 июня 1970 года, 16 жителей Ленинграда, преимущественно евреев, предприняли дерзкую попытку захватить самолет Ан-2 для перелета в Израиль. Их план, разработанный до мельчайших деталей, предполагал, что за штурвал встанет пилот Марк Дымшиц. Он намеревался пересечь границу СССР на предельно малой высоте и добраться до Земли Обетованной. Однако КГБ раскрыл планы отчаянных беглецов, и руководителям операции грозила высшая мера. Невероятный поворот случился, когда президент США Ричард Никсон и премьер-министр Израиля Голда Меир вступились за них перед Генсеком Леонидом Брежневым. Этот смелый поступок вызвал мировой резонанс.
Операция "Свадьба": рожденная от безысходности
Решение об угоне самолета стало для группы ленинградских евреев актом отчаяния. Документы на выезд в Израиль им неизменно отказывались выдавать. Возглавил заговорщиков Марк Дымшиц, активный член Ленинградской сионистской организации (ЛСО). Когда Дымшиц предложил план побега, его горячо поддержал лидер ЛСО Гилель Бутман. Вместе они нашли верных соратников для воплощения замысла.
Главная цель моей жизни — выехать в Израиль. Там происходит возрождение нашего народа. Мне все равно, какой там строй. Я должен быть там
Иосиф Менделевич Участник операции «Свадьба» — на допросе
Среди участников оказались и двое русских диссидентов, Алексея Мурженко и Юрия Федорова, мечтавших о жизни на Западе. Сперва группа рассматривала возможность захвата воздушного судна в Ереване, откуда ближе до Турции. Затем планы изменились: внимание привлек лайнер Ту-124, летевший из Ленинграда в Мурманск 2 мая 1970 года. Этот самолет мог доставить их в Финляндию или Швецию, став мостом к Израилю.
На вопрос, почему так много евреев летит одним рейсом, готовилась легенда о свадьбе. Так операция получила имя "Свадьба". План Дымшица предусматривал сохранение штатного экипажа у штурвала после захвата, либо его замену на себя лично. Однако обнаруженные факты выдачи оружия пилотам и отсутствие у Дымшица опыта управления Ту-124 усложнили реализацию.
Новые цели и непростые решения
Опасения Гилеля Бутмана привели к тайным консультациям с Израилем. Израильские власти восприняли задумку как возможную провокацию и отговорили Бутмана и большую часть группы от нее. Но Марк Дымшиц не отступил. Вместе с Эдуардом Кузнецовым он выбрал новый объект – биплан Ан-2 ("кукурузник"). Дымшиц умел пилотировать этот самолет и планировал нейтрализовать экипаж на земле. План поддержали 15 человек, включая Мурженко и Федорова.
Но возникли нюансы: малая вместимость Ан-2 (всего 8 сидячих мест) делала перелет стоя частью участников неизбежным. Попытка угнать самолет в Пулково или Смольном была рискованной. Поэтому выбор пал на Ан-2, летевший из Ленинграда (Смольное) в Приозерск. 12 заговорщиков должны были сесть в Ленинграде, четверо поджидали в Приозерске. После захвата курс был взят на шведский Буден. Дата — 15 июня 1970 года.
Уже нельзя ничего изменить — у меня настроение камикадзе! В мыслях не прочь, чтоб нас сбили в воздухе — это был бы достойный конец. Мытарства мне надоели, идти на компромисс с совестью я не могу
Алексей Мурженко Участник операции «Свадьба»
Провал на взлете и неожиданное спасение
15 июня участники прибыли в Смольное, но так и не ступили на борт. У трапа их задержали сотрудники КГБ, осведомленные об операции. Одновременно были арестованы четверо ожидавших в Приозерске.
Судебный процесс: от смерти к надежде
Несмотря на провал, Ленинградское самолетное дело стало отправной точкой. Изначально лидерам, особенно Марку Дымшицу и Эдуарду Кузнецову, грозила смертная казнь. Но через год после суда, благодаря мощной международной кампании с участием таких фигур, как Ричард Никсон и Голда Меир, осужденные были помилованы и обменены на агентов. Через несколько лет почти все участники операции "Свадьба" обрели свободу и смогли выехать в Израиль и на Запад. История их мужества против правил КГБ вдохновила многих и вошла в анналы борьбы за свободу.
Вот рерайт текста с учетом всех ваших требований:
С самого начала задержанные открыто заявили следствию о своей осведомленности: они знали, что находятся под наблюдением КГБ, но твердо решили довести начатое до конца. Они верили, что история советских евреев, отважившихся на столь дерзкий шаг ради свободы, в случае их ареста станет известна всему миру и принесет надежду многим.
"Это никогда не был настоящий угон. Наша цель заключалась в том, чтобы привлечь внимание мировой общественности к тому, что для советских евреев фактически закрыты пути на историческую родину. Мы задумали впечатляющую акцию и успешно провели ее, обойдя бдительность КГБ".
Эдуард Кузнецов, Участник операции «Свадьба»
Расследование дела велось стремительно
К следствию привлекли двенадцать участников операции «Свадьба». Лишь трем женщинам удалось избежать официальных обвинений: супруге и двум дочерям Марка Дымшица, а также юной жене Лейба Ханоха, ожидавшей ребенка. Следствие по событию, вошедшему в историю как Ленинградское самолетное дело, было проведено в исключительно сжатые сроки.
Однако передача дела в суд была сознательно отсрочена прокуратурой. Надзорное ведомство терпеливо ожидало важного события – ноябрьской сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где была утверждена резолюция, направленная на борьбу с захватом воздушных судов.
Это международное решение стало ключевым для обвинения, позволив представить участников «Свадьбы» преступниками в глазах всего мира.
Дополнительным осложнением для обвиняемых стал драматичный эпизод середины октября 1970 года – единственный на тот момент успешный угон пассажирского самолета в СССР, осуществленный отцом и сыном Бразинскасами. Этот трагический инцидент, унесший жизнь стюардессы Надежды Курченко, создал крайне неблагоприятный фон для процесса над группой Дымшица.
"Буквально на следующий день после публикаций в прессе о захвате лайнера и убийстве бортпроводницы следователь прямо заявил, что это дело рук евреев Прибалтики и нас всех сурово покарают".
Гилель Шур, Участник операции «Свадьба»
Цена свободы: суд над организаторами
Суд над участниками Ленинградского самолетного дела открылся 15 декабря 1970 года в старинном особняке суда на Фонтанке. Безопасность обеспечивалась с беспрецедентной строгостью: доступ на заседания строго регламентировался специальными пропусками, выдаваемыми партийными комитетами, а путь в зал преграждали тройные кордоны милиции.
Особо пристально контролировались родственники подсудимых, их тщательно проверяли на предмет попыток скрытой аудиозаписи. Однако эти усилия не увенчались успехом: записи судебных слушаний в конечном итоге получили широкое распространение. Среди слушателей в зале суда был замечен и знаменитый диссидент, ученый Андрей Сахаров.
24 декабря того же года суд огласил приговор. Марк Дымшиц и Эдуард Кузнецов были приговорены к высшей мере наказания по обвинению в государственной измене, попытке особо крупного хищения государственного имущества и антисоветской деятельности. Остальным участникам группы назначили сроки лишения свободы от 4 до 15 лет.
Неожиданный поворот: вмешательство международного сообщества
Казалось, судьба смельчаков предопределена, однако их история получила неожиданное развитие. К Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу с горячими просьбами о смягчении приговора обратились главы ведущих мировых держав – президент США Ричард Никсон и премьер-министр Израиля Голда Меир.
Под давлением беспрецедентного международного резонанса Президиум Верховного Суда РСФСР в рекордные сроки приступил к рассмотрению апелляций защиты. Изначально новым слушаниям подлежали лишь приговоры Дымшицу и Кузнецову.
Но адвокат Иосифа Менделевича убедительно настаивал на необходимости пересмотра всех приговоров по этому делу.
"Мы ожидаем, что высшая судебная инстанция поддержит позицию прокуратуры о замене смертной казни. Одновременно с этим представляется справедливым пропорциональное смягчение наказаний и для остальных обвиняемых".
Семен Ария, Адвокат участника дела Иосифа Менделевича
Путь к свободе: заключительная глава
Усилия защиты увенчались успехом: Президиум ВС РСФСР смягчил наказания для большинства фигурантов дела «Свадьба». Так, Иосифу Менделевичу срок заточения сократили с пятинадцати до двенадцати лет. Самый радостный аккорд прозвучал 31 декабря 1970 года: смертный приговор Дымшицу и Кузнецову был заменен пятнадцатью годами лишения свободы.
Спустя восемь лет лидеров группы обменяли на двух советских разведчиков, Вальдика Энгера и Рудольфа Черняева, отбывавших в США пятидесятилетние сроки за шпионаж. В 1979 году пятеро участников события получили условно-досрочное освобождение.
В 1981 году на свободу вышел и Иосиф Менделевич. После своего освобождения он получил возможность эмигрировать и был гостеприимно принят в Белом доме президентом США Рональдом Рейганом. Все участники громкой операции в итоге обрели долгожданную свободу и реализовали свое право на эмиграцию в Израиль.
"Изначальная цель была достигнута: мы привлекли внимание Запада к закрытости границ для советских евреев. Наш замысел был дерзким спектаклем, и он увенчался успехом – нам удалось провести идею сквозь строжайший контроль".
Эдуард Кузнецов, Участник операции «Свадьба»
Вот текст с повышенной уникальностью, позитивной интонацией и сохраненной структурой:«`html
Ваша информация важна для отдела «Силовые структуры»!
Стали свидетелем значимого события или у вас есть важная новость? Возникла интересная идея для материала? Мы будем рады узнать об этом! Присылайте вашу информацию по адресу: crime@lenta-co.ru
«`
Источник: lenta.ru





