Вторник, 30 декабря, 2025
ГлавнаяИнтересноеМожет ли мозг управлять нашими добродетелями?

Может ли мозг управлять нашими добродетелями?

Дата:

Анатомическая модель головы человека в разрезе

Представьте, что внутри вашего мозга установлена «панель управления добродетелями». Она могла бы сделать вас более справедливым и сострадательным. Для этого, правда, пришлось бы ежедневно подвергать мозг воздействию электрических импульсов в течение десяти минут или согласиться на вживление чипа. Подумайте над этим, ведь будущее уже наступило. За последние два десятилетия нейробиологи многократно воздействовали на определённые структуры мозга, чтобы понять, как это изменяет нашу мораль.

Как объясняет Джеймс Дж. Хьюз, проректор Массачусетского университета в Бостоне и директор Института этики и новых технологий, часть этого подхода основана на идее латерализации мозга.

Латерализация и нейромодуляция

Латерализация означает, что разные участки мозга отвечают за разные функции. Учёные считают, что если усилить или ослабить активность определённых зон, можно изменить то, как мы думаем, чувствуем и действуем. Именно этим свойством мозга может воспользоваться нейромодуляция — подача электрических или химических агентов на определённые области для изменения работы нервной системы. Хьюз подробно рассматривает этот вопрос в книге Policy, Identity, and Neurotechnology: The Neuroethics of Brain‐Computer Interfaces.

На протяжении веков люди пытались улучшить мораль и интеллект с помощью лекарств. Например, синтетический окситоцин повышает доверие к другим людям, а стимуляторы уменьшают беспокойство и помогают концентрироваться. Многие исследования показывают, что лекарства могут влиять на наше поведение и его моральные аспекты. Но у препаратов есть минус: они воздействуют на весь организм сразу, а не на отдельные функции.

Как работает нейромодуляция?

По словам Хьюза, главное преимущество нейромодуляции в её точности. Можно целенаправленно воздействовать только на ту часть мозга, которая требует изменений.

Это можно сделать внешними методами — например, пропускать слабые электрические токи или магнитные волны через череп. Такие методы называются транскраниальной стимуляцией постоянным током или транскраниальной магнитной стимуляцией. Более радикальный вариант — интерфейсы мозг-компьютер. Один из примеров — стимуляция блуждающего нерва. Для этого в него вживляют электроды. Этот нерв контролирует сердечный ритм, давление и реакцию «бей или беги».

Ещё одна методика — глубокая стимуляция мозга. В этом случае электроды помещают прямо в мозг. Чем глубже вмешательство, тем заметнее эффект. Внешняя стимуляция может воздействовать на участок размером с сантиметр ткани, а DBS — создавать электрическую волну, влияющую на сотни тысяч нейронов. Однако это всё ещё малая часть по сравнению с сотнями миллиардов нейронов и триллионами связей в нашем мозге.

Проведение исследований мозга

Чего ждать от таких технологий?

В лаборатории исследователи уже получали удивительные результаты: они усиливали самоконтроль, эмпатию, интеллект и даже духовные переживания. Но возникает вопрос: что будет в реальном мире, где условия нельзя полностью контролировать?

Джеймс Джордано, профессор нейроэтики Джорджтаунского университета, отмечает: в жизни эффект может ослабевать. Ведь наше поведение формируется не одной зоной мозга, а сложным взаимодействием нейронных сетей, которые реагируют на внешнюю среду.

Кроме того, есть важный философский момент. Если мы начинаем изменять личные качества в соответствии с социальными стандартами «правильного» или «хорошего», мы рискуем. Ведь то, что один считает моральным добром, другой может воспринять как зло или разрушение. Джордано подчёркивает: нет отдельного «морального центра» мозга. Мораль — это социальный конструкт.

Шесть добродетелей

Хьюз соглашается, что главный вызов для нейромодуляции — это то, как мы сами понимаем моральное улучшение. Некоторые правила, вроде «не убей», идут с нами от эволюции. Другие, например семейственность и клановость, современное общество часто отвергает.

Чтобы достичь большего единства, Хьюз предлагает сосредоточиться не на одной добродетели, а сразу на шести: самоконтроль, забота, интеллект, справедливость, позитивность и трансцендентность.

Возьмём, к примеру, справедливость. Это способность относиться к другим беспристрастно и честно, без предвзятости и дискриминации. Человек, который испытывает сильный страх или отвращение к людям другой расы, находится под влиянием миндалины. Миндалина — это зона мозга, отвечающая за страх и реакцию «бей или беги». Напротив, префронтальная кора — участок за глазами и лбом — отвечает за сложное мышление и социальное поведение. Чем сильнее её влияние по сравнению с миндалиной, тем справедливее поведение. Хьюз подытоживает: можно либо заставить миндалину «замолчать», либо игнорировать её сигналы.

Модель человеческого мозга с двумя ретро-телефонами

Наихудшие сценарии

Но что, если эти технологии попадут в плохие руки? Компания Илона Маска Neuralink уже вызывает опасения. Что будет, если хакеры получат доступ к мозгу человека? Это стало бы своеобразным самоубийством разума. А что, если диктатор создаст армию солдат, которые будут без сожалений совершать чудовищные преступления?

Бина Амманат из Deloitte AI Institute подчёркивает: сама технология должна использоваться морально. Любая зрелая технология, готовая к массовому применению, обязана обеспечивать прозрачность, уважение к частной жизни и согласие людей, основанное на полном понимании последствий.

Хьюз же считает, что проблема лежит скорее в политике. Почти любые технологии можно использовать во благо или во зло. И если мы боимся их тоталитарного применения, то настоящая угроза — не сами инструменты, а тоталитаризм как система.

Врач с моделью анатомии мозга

Коллективные решения

Хьюз приводит в пример Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года. Его подписали 172 страны, согласившись запретить любые ядерные взрывы по всему миру. Подобные коллективные меры могут защитить человечество и в случае с нейроморальными технологиями. Правда, сам договор до сих пор не вступил в силу, так как его не подписали восемь ключевых государств, включая США и Китай.

Иллюзия «я»

Когда мы включаем и выключаем «переключатели добродетелей», мы фактически признаём, что наше «я» — это нечто вроде полезной иллюзии, набор когнитивных процессов. По словам Хьюза, это вовсе не пессимизм, а напротив — новый взгляд на реальность.

Если выйти за рамки так называемой «сети пассивного режима мозга», которая связана с эго и самореференцией, мы можем жить здесь и сейчас. Мы способны выйти за пределы привычных представлений о реальности и взглянуть на мир под новым углом.

Таким образом, «панель управления добродетелями», звучащая почти механистично, превращается в инструмент, который позволяет увидеть реальность в новом, удивительном свете.

Голограмма человеческого мозга

Последние новости