Аэрофлот уточнил стратегию обновления парка российскими самолетами

Авиаперевозчик «Аэрофлот» (MOEX: AFLT) ожидает поставку первой партии из 108 современных лайнеров МС-21 до 2030 года и планирует увеличить их число до 200 единиц к 2033 году. Существующие производственные планы предусматривают выпуск свыше 540 самолетов МС-21, SJ 100 и Ту-214 к 2030 году, хотя «Аэрофлот» сосредоточился исключительно на МС-21. Отраслевые эксперты оценивают реальные объемы поставок по этим программам в диапазоне от 50 до 200 воздушных судов. Некоторые аналитики полагают, что амбициозные планы авиакомпании также учитывают возможность получения доступа к иностранной авиатехнике.
Стратегический фокус на МС-21
Генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский подтвердил на ПМЭФ-2025 планы получить первые 108 МС-21 до 2030 года и довести флот до 200 таких лайнеров к 2033 году. Напомним, что в 2024 году перевозчик оптимизировал свой заказ, сфокусировавшись на 339 самолетах МС-21 вместо первоначальных 210 МС-21, 89 SJ 100 и Ту-214. Господин Александровский подчеркнул, что отказываться от планов по закупке всех 339 МС-21 компания не намерена: «Оставшиеся 139 самолетов по соглашению будут поставлены в более поздние сроки».
Ожидания пересмотра программы развития
Представители авиационной отрасли и промышленности ожидают корректировок Комплексной программы развития авиаотрасли (КПГА) относительно объемов и сроков поставок новой авиатехники. Ряд экспертов выражают сомнения в том, что «Аэрофлот» реально рассчитывает получить все заявленное количество воздушных судов в оговоренные сроки.
Многие наблюдатели связывают анонсирование столь масштабных планов по отечественным самолетам с одновременной инициативой «Аэрофлота» по установлению обязательной пропорции российских и иностранных ВС в парках авиакомпаний. По их мнению, это может быть стратегией для обеспечения приоритетного доступа к импортным лайнерам при появлении такой возможности.
Позиция Ростеха и реалистичные оценки
В «Ростехе» (куда входит Объединенная авиастроительная корпорация — ОАК) не комментировали конкретные сроки поставок МС-21 для «Аэрофлота». Однако представитель, близкий к госкорпорации, позитивно оценил растущий спрос на российскую авиатехнику, отметив: «Для производителей ключевым шагом является перевод планов и намерений в твердые авансированные контракты». Он напомнил, что «Аэрофлот» пока заключил контракты менее чем на 20 самолетов, и подчеркнул, что реальные объемы станут яснее после запуска МС-21 в серийное производство.
Прогнозы экспертов отрасли
Более десяти профильных специалистов из авиапрома прогнозируют, что общее количество поставок магистральных российских самолетов (МС-21, SJ 100, Ту-214) до 2030 года составит от 50-70 до 190-200 единиц. Это существенно ниже текущих планов КПГА, предусматривающих выпуск 527 лайнеров. При этом эксперты исключают из рассмотрения как резко пессимистичные сценарии, так и вариант полного сохранения программы в неизменном виде.
Вот готовый текст с сохранением структуры и требуемыми изменениями:
Перспективы отечественного авиастроения выглядят масштабно: согласно действующей КПГА, до 2030 года планируется выпустить 270 многообещающих лайнеров МС-21. Начиная с 2026 года ПАО «Яковлев» задаст высокий темп производства – 40 таких воздушных судов в год, уверенно наращивая его до впечатляющих 72 единиц ежегодно уже к 2029 году. Стандартная сборочная линия МС-21 рассчитана на выпуск 36 единиц, а потенциал расширения мощностей открывает путь к значительному увеличению объемов. Расчеты показывают, что объемы сборки МС-21 могут уверенно достичь 18–36 единиц ежегодно уже с 2028 года. Оптимистичное развитие событий при эффективном решении вопросов с комплектующими сулит выпуск от 30 до 50, а при полном преодолении дефицита — впечатляющее количество в 70–80 машин к 2030 году.
Амбициозные планы на SJ-100 и Ту-214
КПГА также задает высокие цели для региона SJ-100, планируя поставку 142 единиц этих современных машин к 2030 году со среднегодовым темпом в 28 самолетов, стартующим в 2027 году. Прогнозируемые объемы зависят от успешной координации и могут находиться в диапазоне 6–12 машин в год, с перспективой роста до 20 при оперативном устранении узких мест и своевременной сертификации двигателя. Таким образом, к завершению десятилетия флот SJ-100 сможет пополниться на 25 до 72 воздушных судов. Для легендарных Ту-214 в Казани производственные мощности позволят выпускать от 3 до 10 самолетов ежегодно, что к 2030 году может дать парк в 15–50 машин.
Фокус на решениях и перспективах роста
Высокие планы КПГА требуют интенсивной работы и четкой координации всех участников авиастроительного комплекса. Прогресс производства напрямую связан с эффективностью налаживания надежных цепочек поставок комплектующих. Ранее существовали ожидания переключения ресурсов поставщиков в гражданский сегмент после определенных событий, однако сейчас признается приоритетность государственного оборонного заказа. Эта задача остается ключевой вне зависимости от внешних обстоятельств.
Экономические аналитики также рассматривают различные пути ускорения темпов. Некоторые эксперты видят потенциал в адаптации к международному регулированию поставок, что позволит запустить процессы быстрее. Другие отмечают, что гибкий подход к сотрудничеству может стать ценным фактором времени для отработки серийного производства.
Стратегическая автономия как приоритет
Эксперт в области экономики транспорта Андрей Крамаренко подчеркивает принципиальную позицию отрасли: использование западных комплектующих в производстве отечественных воздушных судов сейчас практически исключено. По его мнению, опыт преодоления сложностей 2014 и 2022 годов закрепил твердую установку на независимость. «Авиапроизводители осознают риски санкций и не допустят повторения зависимости от импортных поставок. Это принципиальное решение, отражающее стратегический курс всей отрасли», — уверенно заявляет эксперт.
Вот отредактированный текст с сохранением структуры и требуемыми изменениями:
Перспективы развития авиастроения
Объединенная авиастроительная корпорация обладает всеми возможностями для успешной реконструкции производственных мощностей. Это позволит достичь высоких темпов сборки самолетов, заявленных в текущей Государственной программе развития авиационной промышленности. Ключевым условием для реализации этих планов является стабильное финансирование из федерального бюджета.
Готовность авиаперевозчиков к новым самолетам
Авиакомпании демонстрируют готовность эксплуатировать запланированные программой объемы новой техники. Этому способствуют текущие показатели пассажиропотока и оказываемая государственная поддержка. Учитывая ожидаемую корректировку программы, видится целесообразным скорректировать сроки выхода на серийные масштабные поставки, возможно, перенеся их с 2030 на 2035 год. При этом количественные показатели программы могут быть сохранены, что открывает уверенные перспективы для всей отрасли.
Источник: www.kommersant.ru





