В Москве проходит масштабная реставрация метрополитена и уникальных станций

Дата:


Рассказываем, на каких станциях будут проходить работы и сколько они продлятся | Источник: М. Денисова / Mos.ru

Столичное метро вновь становится объектом внимания и заботы: в ближайшие три года в Москве будет проведена масштабная реставрация сразу четырех знаковых станций метро — «Динамо», «Новокузнецкая», кольцевая «Белорусская» и легендарная «Комсомольская» Сокольнической линии. Общий бюджет проекта составит порядка четырех миллиардов рублей. Эта инициатива, информация о которой стала доступна на портале госзакупок, направлена на сохранение культурного наследия и дальнейшее развитие уникальной атмосферы московского подземного транспорта.

Программа реставрации: значимость станций и их история

Каждая из выбранных для ремонта станций занимает особое место в истории московского метрополитена и архитектуры города. «Динамо» — памятник конструктивизма, открытый в 1938 году, возведённый талантливыми архитекторами Лихтенбергом, Ревковским и Чечулиным. «Новокузнецкая» распахнула двери для пассажиров в 1943 году по проекту ведущих архитекторов того времени: Быковой, Таранова, Гельфрейха и Рожина. Кольцевая «Белорусская» и «Комсомольская» на протяжении многих десятилетий остаются одними из самых узнаваемых и загруженных станций, воплощая новаторские решения и художественные традиции своего времени.

Реставрация этих станций позволит не только укрепить их конструктивную основу и обновить внутренние помещения, но и бережно сохранить исторические элементы оформления и архитектурной декорации, что особенно важно для создания неповторимого стиля московского метро.

Пошаговый план работ: комплексность и тщательный подход

Госзакупки предусматривают, что на ремонт каждой станции будет выделено не менее трёх лет. В этот срок включается тщательная подготовка всей необходимой проектной документации, проведение научных и инженерных исследований, а также обязательное согласование проектов с государственными экспертами. Так, будущему подрядчику на «Динамо» предоставят 540 дней на проектно-изыскательские работы и подготовку документации, которая должна пройти историко-культурную экспертизу. Только после успешного завершения этого этапа начнётся основной строительный цикл, рассчитанный почти на два года — 690 дней.

Подрядная организация будет отвечать за восстановление всех важнейших конструкций: фундамента, несущих перегородок, фасадов, окон, дверей, лестничных пролётов и кровли. Особый акцент сделан на сохранение и восстановление оригинальной отделки, мраморных и гранитных покрытий, витражей, потолочных и напольных элементов, которые создают аутентичную атмосферу исторических вестибюлей и залов.

Тонкости реставрации: внимание к деталям и сохранение наследия

Перечень работ на каждой станции разрабатывается с учётом их уникальных особенностей и необходимости максимально аккуратно обращаться с историческими материалами. На «Динамо» произведут полномасштабные комплексные ремонты как внутри здания, так и на фасаде — с реставрацией лепных украшений, мраморных стен и гранитных полов. Восстановлению подлежат даже самые мелкие детали: витражи, плиточная облицовка, декор потолков и архитектурные элементы северного вестибюля и перронного зала.

Интересно, что предыдущий крупный этап отделочных работ на «Динамо» был завершён совсем недавно — в 2022 году, когда была восстановлена гидроизоляция, обновлён декор и полностью отреставрированы повреждённые элементы, всё — без закрытия станции для пассажиров. Такой опыт позволяет надеяться на минимальное неудобство для горожан и максимальное качество предстоящей реставрации.

Конкурсы госзакупок: открытость, прозрачность и поиск профессионалов

Городские власти делают акцент на прозрачность и конкурентность процесса выбора подрядных организаций. Электронные аукционы на проведение работ по станции «Динамо» стартовали 24 сентября — максимальная цена контракта определена в 1,7 миллиарда рублей. Практически одновременно был объявлен конкурс на реставрацию «Новокузнецкой», с начальной стоимостью чуть более миллиарда рублей. Все участники должны доказать свою квалификацию, изыскать инновационные методы и гарантировать высокое качество исполнения, что поддерживает высокий стандарт и последовательность обновления московского метро.

Документация к конкурсам строго регламентирует этапность и объём работ, а также устанавливает чёткие сроки и контроль за сохранением архитектурной и исторической аутентичности каждой станции.

Оптимизм и перспективы: современное метро — культурное достояние столицы

Уже сегодня мы видим положительные изменения в инфраструктуре городского метро, и новый масштабный проект подтверждает неизменную заботу Москвы о своем культурном наследии. Благодаря инициативам архитекторов, руководителей города и выбору надёжных подрядчиков станциям метро будет возвращена их первоначальная красота и добавлена современная функциональность для удобства миллионов горожан и гостей столицы.

Четыре станции, каждая из которых хранит частицы истории XX века, предстоят значительные перемены — процесс обновления наполнит их новым смыслом и сделает ещё более комфортными, красивыми и безопасными для будущих поколений. Столичное метро продолжает удивлять и вдохновлять — и впереди нас ждёт только лучшее!

В ближайшее время сразу несколько знаковых станций столичного метрополитена ожидают масштабные работы по реставрации. Благодаря этим мероприятиям исторические интерьеры вновь обретут изначальную красоту и будут радовать пассажиров своим великолепием еще долгие годы.

Комплексное обновление насыщенных лепных декоров

В одном из главных залов метро планируется провести полноценную реставрацию различных архитектурных элементов: художественных фризов, картушей в боковых залах, лепных медальонов в наземной части и выразительных рельефов арки над эскалатором. Особое внимание уделят восстановлению вытянутых и фигурных карнизов, а также изысканным обрамлениям мозаик в центральном зале и наземном вестибюле. Будет выполнена реставрация декоративных табличек с названиями станций — неотъемлемой части облика московского метро.

В числе работ значится возвращение к жизни лепных элементов над эскалатором, шикарного потолка наземного вестибюля, шикарных дверных и оконных заполнений боковых залов. Специалистам также предстоит обновить светильники, шесть мозаичных панно на своде срединного зала и еще одно — в вестибюле. Мозаика центрального зала, каменные цоколи платформенных стен, пилоны и платформенные стены, опоясанные натуральным камнем, а также полы и облицовка фасадов из того же материала — все это попадет в сферу пристального внимания реставраторов.

Продуманная организация работ и сохранение привычного ритма метро

Вопрос о временном закрытии станций или изменении графика их работы на период реставрации остается открытым — такая информация в опубликованных документах пока не уточняется. Однако можно вспомнить недавний успешный опыт: во время предыдущих восстановительных мероприятий, когда реставрировали барельефы, эксперты трудились исключительно по ночам, не нарушая привычного движения поездов и не создавая неудобств для горожан.

Реставрация станции на третьей линии: особенности и детали

Государственный контракт, который касается станции одной из старейших линий, стартует с начальной стоимостью 351 миллион рублей и предусматривает выполнение всего комплекса работ за 1230 дней. Обновлению подвергнутся элементы лепного декора, полы и стены, колонны, вытянутые и фигурные карнизы, потолочная отделка, дверные проемы, светильники, а также художественное оформление интерьера, включая керамические мозаики. Благодаря этому исторический облик станции будет полностью сохранен, что обеспечит комфорт и настоящее эстетическое удовольствие пассажирам.

Обновление архитектурных шедевров: реставрация «Белорусской» станции

Вскоре стартует масштабный реставрационный проект на станции кольцевой линии, которая была открыта еще в 1951 году. На эти работы предусмотрено финансирование в размере 1,1 миллиарда рублей. В рамках проекта запланирована трудоемкая реставрация всех ключевых декоративных элементов: лепнины, элегантных карнизов, плавных ступеней из серого гранита, многоцветной флорентийской мозаики, изысканных металлических ограждений и оформленного цилиндрического свода потолка. Особое внимание будет уделено реставрации уникальных потолочных карнизов.

Мастера восстановят 12 эффектных мозаичных панно, облицовку цоколя стен, величественные пилоны и колонны, украшенные натуральным камнем, а также отделку вдоль путей, светильники и каменные полы. Все эти работы позволят сохранить оригинальную атмосферу станции и подарить ей вторую жизнь.

Архитектурное наследие и курс на совершенство

Реставрационные проекты в метро — это не просто обновление, а бережное отношение к уникальному архитектурному наследию города. Нас ждет возвращение к жизни великолепных исторических интерьеров, которые станут еще ярче и уютнее. Благодаря высокому профессионализму специалистов московский метрополитен по-прежнему будет одним из самых красивых в мире, сохраняя для будущих поколений культурное достояние нашего времени.

Комплексный подход к реставрации исторических станций

В рамках масштабных работ по обновлению станций метро «Комсомольская», «Новокузнецкая», «Белорусская» и «Динамо» заказчик настоятельно рекомендует внедрять современные мероприятия по устранению протечек. Не случайно этому аспекту уделено особое внимание — ежегодно, в периоды весенних и осенних дождей, пассажиры становятся свидетелями того, как из-за влаги страдают уникальные элементы архитектуры подземки. Своевременное устранение протечек не только сохраняет исторический облик станций, но и создает более комфортные условия для всех посетителей метро.

Забота о культурном наследии и удобстве горожан

Восстановление станций с учётом устранения подобных проблем — это вклад в сохранение культурного наследия Москвы. Благодаря активности заказчика и высокой квалификации подрядчиков архитектурные памятники будут длительное время радовать жителей и гостей столицы своим великолепием. Уверенность в надежности конструкций обеспечивает безопасность горожан и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее: реставрация станций метро станет примером бережного отношения к истории, внедрения современных технологий и высокого уровня заботы о пассажирах. В результате реализованных мероприятий подземка сохранит свой уникальный облик на долгие годы!

Источник: msk1.ru

Последние новости